Гость Guitar Опубликовано 7 октября, 2019 Поделиться #1 Опубликовано 7 октября, 2019 Гитара в зарубежных странах В исследованиях музыкальной культуры средних веков нет точных сведений о происхождении гитары, и ученые не придерживаются на этот счет единого мнения. Одни утверждают, что гитара возникла в результате эволюции древнеегипетского музыкального инструмента наблы, другие — что прототипом гитары была древнегреческая кифара (китара). Мавры, в период своего владычества в Испании, завезли и распространили ряд музыкальных инструментов, бытовавших в странах Востока. В результате эволюции этих инструментов и возникли родственные между собой гитара и другие щипковые инструменты. В одном западноевропейском молитвеннике, датированном 1180 годом, было обнаружено примечательное изображение. Святую Пелагию, едущую на осле, сопровождает слуга, в одной руке которого повод, в другой — трехструнная гитара’. Известно, что испанский король Альфонс Х Кастильский старался изгнать гитару из употребления, как инструмент язычников. В перечне музыкальных инструментов, бытовавших до XIII века, который приводится во «Всеобщей истории музыки» Е.М.Браудо, указана также гитара, получившая распространение в Италии. Таким образом, есть основание считать, что уже в XII веке и даже, видимо, ранее гитара бытовала в западноевропейских странах — Испании и Италии, а сам факт нападок на гитару Альфонса Х подтверждает родственные связи гитары с инструментами стран Востока. Первоначально гитара имела три двойных струны (т.е. по две одинаково звучащих струны) и использовалась для аккомпанемента пению, затем была добавлена четвертая струна. Во второй половине XVI века она стала пятиструнной. Издание в 1596 году в Барселоне трактата о пятиструнной гитаре Хуана-Карлоса Амата и перепечатки этого трактата в других странах свидетельствуют о появлении интереса к пятиструнной гитаре (которая стала называться «испанской») не только в Испании, но и в других странах Европы. В начале XVII века было издано много трудов, освещающих вопросы обучения и исполнительства на гитар Историки называют выдающимися гитаристами XVII — начала XVIII века -итальянца Франческо Корбетту (1620—1681), который состоял музыкантом при дворе Людовика XIV и прославился своим мастерством в Испании, Германии, Франции и Англии, -испанца Гаспара Франциско Бартоломео Санза (1640—1710) и -ученика Корбетты Робера де-Визе (1650 — ок.1723—1725), после него также состоявшего гитаристом при »дворе Людовика XIV. Слава, которой были увенчаны эти гитаристы, виртуозно владевшие пятиструнной гитарой, свидетельствует о том, что гитара приобрела популярность уже и как сольный музыкальный инструмент, накопивший соответствующий репертуар. Развитие музыкальной культуры и появление новых критериев музыкального мышления требовало расширения возможностей музыкальных инструментов. Поиски увеличения исполнительских возможностей гитары привели к добавлению шестой струны, отказу от двойных струн. Эти усовершенствования, видимо, и послужили решающим фактором в стремительном распространении шестиструнной, называвшейся также испанской гитары не только в Испании, Италии, но и в ряде других стран. Достоверных сведений о том, когда произошел отказ от двойных струн, нет. Некоторые ученые считают, что уже у пятиструнной гитары первая струна была одинарной и называлась «певуньей». Известный гитарист и композитор Эмилио Виларруби Пухоль в своем исследовании истории гитары высказывает предположение, что о шестиструнной гитаре и об отказе от двойных струн впервые говорится в трактате гитариста Ф.Моретти, изданном в 1799 году в Мадриде. На основании различных исторических свидетельств можно считать, что шестиструнная гитара появилась не в середине, а в последней четверти XVIII века, и, благодаря значительным преимуществам по сравнению с пятиструнной гитарой, быстро завоевала приверженцев в европейских странах. Первыми исполнителями на шестиструнной гитаре, которые приобрели общеевропейскую известность, были виртуозы и композиторы, основоположники испанской школы игры на гитаре — Фернандо Сор (1778—1839), Дионисио Агуадо (1784—1849) и представители итальянской школы — Мауро Джулиани (1781—1829), его мастерство стало нарицательным при определении технических трудностей, Фердинанд Карулли (1770—1841), игра которого отличалась красотой тона и техническим совершенством, Маттео Каркасси (1792—1853). Успешная концертная и композиторская деятельность этих гитаристов (созданные ими пьесы различной трудности исполнения и в наше время не утратили своей ценности) способствовала популярности шестиструнной гитары в большинстве стран. Многие выдающиеся музыканты играли на гитаре, писали о ней и создавали для нее произведения. К их числу принадлежат итальянский композитор Луиджи Боккерини (1743—1805), австрийский композитор Антон Диабелли (1781—1858), немецкий композитор Карл-Мария Вебер (1786—1826), австрийский композитор Франц Шуберт (1797—1828), итальянский скрипач Никколо Паганини (1782—1840), французский композитор Гектор Берлиоз (1803—1869; в его трактате о современной инструментовке и оркестровке имеется специальный раздел с характеристикой гитары). Быстрое распространение шестиструнной гитары в Европе способствовало появлению ряда профессиональных гитаристов, концертировавших не только у себя на родине, но и в других странах. К этим гитаристам относятся Л.Леньяни (1790—1877), М.Цани де Феранти (1802—1878), Д.Регонди (1822—1872), Н.Кост (1805—1883), И.Мертц (1806—1856), Ф.Горецкий (1796—1870), С.Щепановский (1811—1877), М.Соколовский (1818—1883). Среди названных гитаристов имена не только представителей Испании и Италии, но и Франции, Австрии, Польши и России. Таким образом, шестиструнная гитара, возникнув, сразу же получила признание в разных странах. Музыковед Б.Вольман верно указывает истоки столь интенсивного развития гитарного искусства на Западе: «Многовековая западная музыкальная культура имела к началу XIX века уже сложившиеся формы инструментализма, талантливых, а в отдельных случаях и гениальных творцов инструментальной музыки. В русле сложившихся форм и исполнительских традиции развивалось и западное гитарное искусство. К началу XIX века первенствующее положение в Европе заняли итальянские гитаристы. Они успешно концертировали в крупнейших европейских центрах, занимали должности придворных гитаристов, считались лучшими преподавателями игры на гитаре. Наряду с использованием гитары в качестве аккомпанирующего и ансамблевого инструмента, они подняли ее до положения сольного инструмента концертного плана, доведя игру на ней до степени высокого совершенства и виртуозности». Интерес публики к концертным выступлениям гитаристов продолжался до 30—40-х годов XIX века. В последующее время усовершенствование фортепиано и появление композиторов, писавших фортепианную музыку и виртуозно ее исполнявших (среди них великие имена Ференца Листа и Фредерика Шопена), послужили причиной резкого снижения интереса к гитаре. Фортепиано потеснило гитару и на концертной эстраде, и в быту привилегированной части населения. Попытки приблизить гитару по музыкальным возможностям к фортепиано (устройство различных приспособлений, например, укрепление гитары на столе, добавление нескольких басовых струн и поиски иного строя) желаемых результатов не давали. И все же шестиструнная гитара с квартовым строем не вышла из употребления, как это произошло с лютней и другими родственными ей инструментами, а продолжала оставаться одним из любимых инструментов в домашнем музицировании широких слоев населения во многих странах. «Период упадка», «сумерки гитары» — так называют исследователи ее истории это время, — а точнее сказать, временное отступление гитары продолжалось несколько десятилетий. Уже в 80—90-х годах XIX столетия возрождается интерес к сольным концертам гитаристов и начинается новый этап в их исполнительской и педагогической деятельности. Престиж вернул гитаре испанский гитарист Франсиско Таррега Эйшеа (1852—1909). В 1881 году он даёт ряд блестящих концертов в городах Франции и Испании, в Лондоне, Брюсселе, Вене и Риме. Ф.Таррега — автор свыше 40 пьес для гитары соло. Каждый профессиональный гитарист знает его знаменитую «Арагонскую хоту» с множеством технических и звуковых эффектов, раскрывающих красочность звучания гитары, «Воспоминание об Альгамбре», а также великолепные транскрипции пьес классиков. Выдающийся гитарист XX века Андрее Сеговия так определил его главную заслугу: «Таррега рафинировал технику игры на гитаре». Ряд учеников Ф.Тарреги стали известными гитаристами. Наибольшую известность приобрели среди них талантливейшие пропагандисты метода своего учителя, гитаристы-виртуозы и композиторы Мигуэль Льобет (1878—1938) и Эмилио Вилларуби Пухоль (1886—1980). В начале XX века наблюдается активизация профессионального исполнительства на гитаре не только в Испании, Италии и Латинской Америке, но и в ряде других стран. Это время совпадает с началом концертной деятельности Андреса Торреса Сеговии (1893—1987), открывшим новый этап в истории шестиструнной (испанской) гитары . Известность приносит ему в 1924 году серия концертов в Париже, сопровождавшихся восторженными отзывами прессы. А.Сеговия понимал, что для упрочения позиций гитары на концертной эстраде необходимо обновить ее репертуар за счет современных пьес, написанных специально для гитары. Чтобы осуществить эту идею, необходимо было в первую очередь привлечь внимание к гитаре крупных современных композиторов и вызвать у них желание создавать произведения для этого инструмента. В творческом содружестве Сеговии с известными композиторами появляются не только небольшие пьесы, но и произведения крупной формы — сонаты, концерты для гитары с симфоническим оркестром и т.п., вошедшие в золотой фонд репертуара классической шестиструнной гитары. Трудно переоценить значимость личности А.Сеговии в развитии гитарного искусства. Шестиструнная классическая гитара, считавшаяся ранее национальным музыкальным инструментом Испании и Латинской Америки, теперь, получив повсеместное распространение, стала инструментом интернациональным. Концертное исполнительство на классической гитаре стало закономерным явлением музыкальной жизни, получая значительный приток за счет артистов нового поколения, завоевавших международную известность. С именами Джона Вильямса, Джулиана Брима (Англия), Роберто Аусселя и Мануэля Барруэко (Аргентина), Алирио Диаса (Венесуэла), Альфонсо Морено (Мексика), Давида Рассэла (Шотландия), Анхела и Пепе Ромеро (Испания), Казухито Ямашито (Япония) и других связано дальнейшее развитие гитарного искусства на мировой арене. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться